Знаете какой самый распространенный вопрос, который задают новички после медитации?
«А что я должен был почувствовать?»
Сама я его вслух не задавала, но хорошо помню как старалась почувствовать что-то особенное. И наверно это естественная реакция человека, которому говорят «просто чувствуйте», поинтересоваться что именно надо просто чувствовать.
И для обычной жизни нормально знать на что надо смотреть. Сторож знает, что он ждет злоумышленников, путешественник ищет взглядом прекрасные виды, мы всегда находимся в ситуации сепарации сигналов, если хотим достичь какой-то цели, реализовать какой-то смысл.
Поэтому нам очень сложно наблюдать, чувствовать, слушать ничего не выбирая, не разделяя ощущения на более значимые и менее. И когда я задаю после медитации вопрос, что вы чувствовали, что с вами происходило, часто приходиться слышать, что НИЧЕГО, или на помощь приходит ум, как это было со мной, и создает «значимые внутренние события.» Это могут образы, явления всяческих могучий существ, архетипических символов, трактовка которых все же может представлять какой-то интерес и даже пользу. Но эта польза сравнима с пользой пирожка, который вы вышли купить на короткой остановке поезда, но не успели обратно в поезд, и теперь стоите такие с пирожком, или с десятком, они конечно пригодятся, но поезд медитации уехал без вас.
Поэтому на пирожки смотрим из окна, просто фиксируем их наличие, а так же всего остального, пусть даже несъедобного содержания вида за окном.
Ощущений в медитации не может не быть, как не может их не быть у живого существа. Мы сидим в позе, имитирующей позу лотоса, не всегда сразу это удобно, но ощущений масса. Или мы стоим с поднятыми руками в 4-й стадии ДИНАМИЧЕСКОЙ МЕДИТАЦИИ, ощущения, что мои руки весят пол тонны, что моя спина сейчас рассыпется, что чешется ухо, хочется чихнуть, что мысли приходят роем, — в общем их, ощущений, — море. Я думаю, Ошо создал эту стадию именно такой крайне неудобной, потому что понял, что в удобной позе начинающий медитатор вообще отказывается что либо различать, кроме пирожков, которыми кормит ум.
И вся фишка в том, что для медитации не просто не важно на что смотреть и что чувствовать, а важно смотреть, слушать и регистрировать все ощущения в принципе. Само наблюдение, смотрение, в котором стерт смысл оценки, расставления приоритетов становится поцелуем неба. Исцеляющим, несущим благодать. И пока ум матерится, клянется больше никогда сюда не попадать или набрасывает пирожки, мы продолжаем смотреть и чувствовать. Вначале это будут просто скучные ощущения, скучные с точки зрения того же пирожкоподателя, потом могут начать различаться просто неприятные, мучительные островки эмоционально заряженных «радиоактивных» остатков, то есть невероятно разрушающих нашу жизнь, подавленных переживаний, представлений о себе. Это потом будет хорошо, и я соглашусь, что чувствую благодать по дороге домой, но в самой медитации бывают очень неприятные встречи с тем, от чего я пытаюсь убежать всю жизнь. В области солнечного сплетения я могу найти чувство, что я лузер, и теряю время жизни, в области горла, что такой как я есть, я никому не интересен, в области плеч — как я устал, но должен.
Ум и тут подсунет хитрость и свяжет эти чувства с самой медитацией, то есть вам будет казаться, что сама медитация причина того, что вы почувствовали весь этот отталкивающий букет.
Поэтому понятно, что вопрос «Что я должен чувствовать» означает для меня «куда я могу спрятаться от реальных ощущений себя». Часто этой норкой становятся переживания, которые наш ум зафиксировал после прошлой медитации, когда мастер вам сказал, — это так здорово, что ты это заметил, это было не выдумкой, а реальностью.И сообразительный ум создает точно такие же ощущения снова и снова. Ура! Он понял, что должен ощущать! Но теперь они уже не являются реальностью, и вскоре вы заметите, что после такой медитации благодати и свежести почти нет.
Есть еще множество ловушек, которые может состряпать умище, лишь бы для нас не раскрылось его истинное предназначение (управляющий, логист, бухгалтер, переводчик с языка чувств) но не император.
Но тем интереснее эта игра за трон и потом пребывание на нем, дающее осознание себя хозяином своей жизни.
Кранти Мадья.