«Истинная религия состоит здесь-и-сейчас. Факт этого момента — и есть то, в чем состоит истинная религия. Если вам грустно, ваша грусть — как кипарис во дворе. Смотрите на нее… просто смотрите. Ничего больше не нужно делать. Сам этот взгляд раскроет многие тайны. Откроются многие двери.» Ошо
В поисках практики, которую можно делать прямо во время жизни, наткнулась на небольшой текст Ошо «Смотри как на кипарис». Это о том, что на любое внутреннее событие,
вызывающее беспокойство нужно смотреть, как на кипарис.
Быстро пробежала его глазами и решила, что все это давно понятно и побежала дальше. Но…
Но, тем не менее решила быстренько примерить практику к себе. Вероятно сработала «передача» Ошо присутствующая в текстах, и я поняла, что та форма внимания, форма взгляда, которая образовалась в этот момент не совсем та, с которой я обычно типа безоценочно смотрю на свои «тараканы». Заметилось и много энергии, которая возникала от растворяющихся напряжений.
Пока я рассматривала в себе таким образом то одно-то другое место, внутреннее событие, требующее внимание, я отмечала, чем же отличается этот взгляд от обычного наблюдения.
В нем не было никакой настороженности в отношении предмета наблюдения. Подозрения в его неправильности, несвоевременности. Я смотрела на места, которые болели, и не чувствовала ожидания ну когда же начнет что-то меняться, ведь я же делаю практику. Не было пристальности…ну кто ж смотрит пристально и пытливо на кипарисы.
Я часто наблюдаю свои внутренние привычки, но сейчас они лопались под этим взглядом, как мыльные пузыри. По сути ничего нового в этом взгляде нет, форма «Недеяния», о которой много говорят в разных традициях и в последнее время плотно на глубинных практиках. Но как же много вопросов у слушателей вызывают попытки объяснить, чем является Недеяние. И что это и не замирание, и это не препятствование происходить тому, что происходит. Встают вопросы, что считать тем, кто наблюдает, и что наблюдаемым…потому что граница становится расплывчатой, когда наблюдаешь сам себя. И вот в способе «смотреть как на кипарис» у меня вообще не возникло никаких вопросов. Это оказалась просто безупречная модель отношений наблюдателя и наблюдаемого.
Наверно важно перетряхивать пыль с давно известных принципов и практик и замечать, при этом, как мы их прогнули под себя и сделали удобными, и потом сами удивились, чего это они перестали работать или даже не начали.
Еще заметила при наблюдении внутренних кипарисов 🙂 , что «вижу», вернее сопровождаю наблюдаемое новыми зрительными образами… Не знаю, как у вас, но у меня, когда я наблюдаю сердце или печень все равно рисуется в уме какое-то неясное представление о них, соединенное с настроением, эмоцией или цветом или освещенностью. Я не придавала их наличию значения. Но подозреваю, что это и есть обрывки того, что называется больными и здоровыми образами о себе, лежащими на границе ментального и более высших тел. И вот эти картинки-образы стали меняться. Новые образы мне показались более близкими к реальности.
Еще оказалось, что внимание, устроенное таким образом, проникает глубже.
Многие, кто занимается практикой наблюдения себя знают, что в теле есть «глухие» места, куда вниманию сложно проникнуть, которые как бы сопротивляются наблюдению. Но вот этот взгляд они пропускали… Возможно, отсюда и возникло знание, что новые образы более реальны. Вместо привычного незаметного чувства беспокойства, тревоги, появлялись другие: комфорта, покоя, света, внутренней улыбки, или возникало понимание того, что нужно принимать меры, например помочь организму каким-то внешним действием, или определенной практикой, потому что это состояние не пройдет само.
В этот раз у меня не возникло опасение, что если я начну на все свои реакции смотреть безоценочно, то я рискую пропускать какой-то небеспочвенный сигнал организма об опасности. И часто раньше была дилемма, возникающее беспокойство — не крик ли интуиции это, и стоит ли прекращать беспокоиться, может нужно что-то делать.
Сейчас я точно понимаю, что когда мы смотрим с предубеждением, с фильтром старого опыта, то точно ни о какой интуиции речи быть не может. И если организм предупреждает о реальной опасности, то спокойное, простое, честном виденье и чувствование — это то, что нужно для принятия решения, понимания что делать.
«Истинная религия состоит здесь-и-сейчас. Факт этого момента — и есть то, в чем состоит истинная религия. Если вам грустно, ваша грусть — как кипарис во дворе. Смотрите на нее… просто смотрите. Ничего больше не нужно делать. Сам этот взгляд раскроет многие тайны. Откроются многие двери». Удачи в практике.
Кранти Мадья.