Гнев и грусть — это одно и то же. Грусть — это пассивный гнев, а гнев — это активная грусть. Грустному человеку трудно прийти в гнев. Если грустного человека удаётся привести в гнев, его грусть тут же исчезает. Гневному человеку очень трудно быть грустным. Если удастся сделать его грустным, весь его гнев тут же исчезнет.
Во всех ваших эмоциях продолжается полярность, лежащая в основе всего, — полярность мужчины и женщины, инь и ян, мужского и женского. Гнев — мужской, грусть — женская. Поэтому, если вы сонастроены с грустью, трудно переместиться в гнев, но я хотел бы, чтобы вы это сделали. Вынесите её наружу, проиграйте. Даже если это кажется глупостью — даже тогда. Станьте в собственным глазах шутом, но вынесите её наружу!
Если вы можете лавировать между гневом и грустью, то и другое станет одинаково легко. У вас будет некоторая дистанция, и тогда вам легко будет наблюдать. Вы сможете встать позади экрана и наблюдать обе эти игры, и тогда вы сможете выйти за пределы обеих. Но сначала вам придётся научиться легко перемещаться между ними. Иначе вы склонны оставаться грустным, а когда человек отягощён, создать дистанцию трудно.
Помните, когда две энергии, противоположные энергии, уравновешены в точности пополам, очень легко из них выйти, потому что они борются и обнуляют друг друга, и ни одна из них не имеет над вами власти. Грусть и гнев — это две половины, две равносильные энергии, и они обнуляют друг друга. Внезапно у вас появляется свобода, и вы можете ускользнуть. Но если печали семьдесят процентов, а гнева — тридцать, это очень трудно. Тридцать процентов гнева против семидесяти процентов грусти оставят после себя сорок процентов грусти, и такой возможности не будет; нельзя будет ускользнуть так легко. Эти сорок процентов зацепятся.
Итак, вот один из основных законов внутренних энергий: всегда позволяйте противоположным полюсам занять равные позиции, и тогда вы сможете из них выскользнуть. Можете себе представить, что Двое людей, от которых вы хотите бежать, начинают драться, и это даёт вам возможность. Они так заняты друг другом, что вам не о чем беспокоиться, вы можете ускользнуть.
Не вносите ум. Просто сделайте из этого упражнение.
Вы можете сделать это ежедневным упражнением; не дожидайтесь, чтобы недостающая доля негативности пришла сама; забудьте об этом. Каждый День приходите в гнев — это будет легче. Прыгайте, вопите и выбросите гнев наружу. Как только вы научитесь его выбрасывать, без всякой причины, это сделает вас очень счастливым, потому что теперь у вас будет свобода. Иначе, даже если гнев управляется внешними ситуациями, вы ему не хозяин. Если вы не можете его вызвать, как вы сможете его отбросить?
Поначалу это будет выглядеть немного нелепо, странно или невероятно, потому что вы всегда верили в теорию, что гнев создаёт только чьё-то чужое оскорбление. Это не так. Гнев был внутри всегда; кто-то только дал ему повод выйти наружу.
Вы можете дать себе повод сами: представьте ситуацию, которая вызвала бы в вас гнев, и испытайте его. Обращаясь к стене, выскажите ей всё; и вскоре стена начнёт разговаривать с вами! Просто сойдите с ума полностью. Вы должны привести гнев и печаль в одинаковые позиции, чтобы они были пропорциональны друг другу. Они обнулят друг друга, и вы сможете легко выскользнуть.
Георгий Гурджиев называл это путём хитреца — привести внутренние энергии в такой конфликт, чтобы они увлеклись друг другом и обнулили друг друга, и вы получили возможность ускользнуть.